надо пережить этот этап

)) но пока про декабристов, чую, тут буит много
читать дальшену надо ж... я полтора года работала в двух шагах от дома Муравьевых-Апостолов в Москве. И почему ж тогда не случилось этого возобновления старого увлечения, а?
И еще прямо до поступления в Универ я почти год работала тоже в двух шагах - но с другой стороны. И через день ходила мимо этого дома... Тогда я еще не знала про Муравьева-Апостола - простительно. Но судьбец, однако 
Потомки Муравьевых-Апостолов выкупили сей дом, отремонтировали (в 90-е он был, конечно, катастрофически запущен - так что начал гнить). Вот только не пойму, открыт там музей или нет. Если да - надо бы сходить ^_^
А вот так выглядит усадьба Муравьевых-Апостолов на Полтавщине, село Хомутец:
Пы.Сы.
не... музей еще не открылся. Там проводятся какие-то вечера, но интерьеры не доделаны. Доделают к концу года.
www.ma-housemuseum.ru - сайт музея
Пы.Пы.Сы.
потомки не прямые. Три брата участвовали в движения, все поумирали бездетными. Матвей на старости лет, вернувшись с каторги, каким-то родственникам фамилию передал (точнее говоря, финальный хвостик - "-Апостол", восходивший к их прадеду, гетману Украины).
Пы.Пы.Пы.Сы.
Но братья Сергей и Матвей вряд ли тут бывали часто. Дом московский, куплен в 1815 г. В это время они служили в гвардии в Петербурге, а тут жил их отец. Навещать-то навещали, но 700 км в начале 19 века - это вам не туда-обратно-за-денек. Да и отпуск еще надо получить...
священный трепет отменяется
Три брата декабриста. Про Ипполита известно мало (только то, что застрелился - решив, будто Сергей убит). Матвей благородный, но тяжеловатый. Сергей - умница со всех сторон.
И четвертый брат, младший - Василий - единственный, не "затронутый" движением... Известен своим дурным характером и безнравственностью, Матвей из тюрьмы советует ему читать Евангелие. Вот как так получилось?
Из сестер Муравьевых-Апостолов больше прочих известна Екатерина Бибикова. Она единственная из семьи, кто жил в 1825-1826 гг в Петербурге (отец был в Москве), она же умоляла Николая о встрече с приговоренным к казни братом - и рыдала потом у его ног. Говорят, она же уговорила Николая простить Матвея, так что ему каторгу заменили ссылкой. Куда потом присылала подарки и сувениры. Она же.
А ее муж, Илларион Бибиков, директор канцелярии Главного штаба в 1825 г (в дальнейшем нижегородский, казанский губернатор, сенатор), никакого отношения к декабристам не имел. Более того, в день восстания на Сенатской площади был тяжело избит кем-то из восставших (солдатами-гвардейцами? за что?)...
Как же должна была Екатерина метаться... С одной стороны: избитый декабристами муж, с другой стороны - три брата-декабриста - двое в кандалах, один покончил с собой. Да еще роды... (на свидание к брату буквально накануне его казни она приходит только оправившись от родов).
Потом сын сенатора Иллариона Бибикова женится на дочери еще одного декабриста Никиты Муравьева. Переплетено все туго. Верно, потому многие декабристы и раскрывались на следствии: их "противниками" были их же товарищи, родственники, знакомые. Один круг общения, никакого классового противостояния, никакой дистанции. Как не понадеяться на сочувствие?
Это прекрасная вещь, если хорошо знать, какое дать ей назначение, и если иметь счастье пользоваться сладостью дружбы".
Так Матвей писал в тюрьме на страницах Евангелия. Как же ж они там все были на дружбе помешены.
"Христианская религия — религия чувства. Ее надо понимать сердцем, ибо сердцем обычно постигается великое".
Оттуда же. Эхх... спустя век чувства опять будут поднимать на смех
"Брат Ипполит скончался 3 января 1826 года в воскресенье в три часа пополудни похорон: в деревне Трилесов Киевской губернии.
Брат Матюша [зачеркнуто: февраля] марта [пропущено место для цифры] 1826 года в [оставлено место для названия города].
Брат ."
Матюша (Матвей) не помер, но много думал о смерти, был уверен, что помрет (самоубийство там или думал, что казнят - непонятно). Характерно другое...
Вместо "Брат Сергей" - "Брат" и точка. Рука не поднялась вписать в этот список даже имени брата. Не хотел верить, что его могут казнить... и надеяться не решался... Предпочел перебить самого себя.
Из позднейших воспоминаний Матвея. Вот в таком состоянии он был в тюрьме. Не в том ли же положении были многие другие дворяне, начинавшие "говорить" перед слествием?
С другой стороны, интересная там все-таки была атмосфера. С одной стороны уже напуганный Александр везде ищет тень тайных обществ. С другой стороны, при том, что по велению императора семеновцы не имеют права на повышения, генералы не робеют представлять их на повышение... И ведь это не какие-то там вольнодумцы.
Письмо Матвея к Сергею