надо пережить этот этап :))) но пока про декабристов, чую, тут буит много

читать дальше

@темы: Историческое

Комментарии
19.06.2008 в 10:10

Странные дела - как там все переплеталось.

Три брата декабриста. Про Ипполита известно мало (только то, что застрелился - решив, будто Сергей убит). Матвей благородный, но тяжеловатый. Сергей - умница со всех сторон.
И четвертый брат, младший - Василий - единственный, не "затронутый" движением... Известен своим дурным характером и безнравственностью, Матвей из тюрьмы советует ему читать Евангелие. Вот как так получилось?

Из сестер Муравьевых-Апостолов больше прочих известна Екатерина Бибикова. Она единственная из семьи, кто жил в 1825-1826 гг в Петербурге (отец был в Москве), она же умоляла Николая о встрече с приговоренным к казни братом - и рыдала потом у его ног. Говорят, она же уговорила Николая простить Матвея, так что ему каторгу заменили ссылкой. Куда потом присылала подарки и сувениры. Она же.
А ее муж, Илларион Бибиков, директор канцелярии Главного штаба в 1825 г (в дальнейшем нижегородский, казанский губернатор, сенатор), никакого отношения к декабристам не имел. Более того, в день восстания на Сенатской площади был тяжело избит кем-то из восставших (солдатами-гвардейцами? за что?)...
Как же должна была Екатерина метаться... С одной стороны: избитый декабристами муж, с другой стороны - три брата-декабриста - двое в кандалах, один покончил с собой. Да еще роды... (на свидание к брату буквально накануне его казни она приходит только оправившись от родов).

Потом сын сенатора Иллариона Бибикова женится на дочери еще одного декабриста Никиты Муравьева. Переплетено все туго. Верно, потому многие декабристы и раскрывались на следствии: их "противниками" были их же товарищи, родственники, знакомые. Один круг общения, никакого классового противостояния, никакой дистанции. Как не понадеяться на сочувствие?
19.06.2008 в 10:21

"Что же такое, наконец, жизнь, чтобы стоило ее оплакивать? ...
Это прекрасная вещь, если хорошо знать, какое дать ей назначение, и если иметь счастье пользоваться сладостью дружбы".

Так Матвей писал в тюрьме на страницах Евангелия. Как же ж они там все были на дружбе помешены.
19.06.2008 в 10:27

"Из всех писателей, которых я читал в своей жизни, больше, всего благодарности я питаю, бесспорно, к Стерну. Я себя чувствовал более склонным к добру, каждый раз, что оставлял его. Он меня сопровождал всюду. В первый раз я читал его в 1815 году, когда полк шел в Вильно. Он понял значение чувства и это было в век, когда чувство поднимали на смех."

"Христианская религия — религия чувства. Ее надо понимать сердцем, ибо сердцем обычно постигается великое".

Оттуда же. Эхх... спустя век чувства опять будут поднимать на смех :))) Лучше некоторые письма современников прилюдно не цитировать - там столько эмоций, что кто-нибудь обязательно обвиняет ребят того времени в женственности и яойности. Несправедливо, между прочим.
19.06.2008 в 10:44

есть что-то трогательное и такое человеческое в этих записках в Евангелии. Вот такой кусок:

"Брат Ипполит скончался 3 января 1826 года в воскресенье в три часа пополудни похорон: в деревне Трилесов Киевской губернии.
Брат Матюша [зачеркнуто: февраля] марта [пропущено место для цифры] 1826 года в [оставлено место для названия города].
Брат ."

Матюша (Матвей) не помер, но много думал о смерти, был уверен, что помрет (самоубийство там или думал, что казнят - непонятно). Характерно другое...
Вместо "Брат Сергей" - "Брат" и точка. Рука не поднялась вписать в этот список даже имени брата. Не хотел верить, что его могут казнить... и надеяться не решался... Предпочел перебить самого себя.
19.06.2008 в 10:50

"Находясь во время следствия в таком душевном расстройстве, что мне чудились голоса, преследовавшие меня день и ночь, о чем я и жаловался самой комиссии, я, без всякого к тому повода, сделал показание, в коем, припомнив бывший разговор, придал ему преувеличенное значение. Я вообразил, что себя одного обвиняю, не бывши тогда в состоянии сообразить, что, обвиняя себя, увлекаю под роковую ответственность бывших моих собеседников".

Из позднейших воспоминаний Матвея. Вот в таком состоянии он был в тюрьме. Не в том ли же положении были многие другие дворяне, начинавшие "говорить" перед слествием?
19.06.2008 в 11:04

Офицеры Семеновского полка были переведены в армейские части без права отпуска, отставки, а также повышения. Оказывается, корпусной генерал Рот дважды представлял Сергея к повышению до полкового командира (полковника); естественно - безуспешно. Так Сергей и остался подполковником.

С другой стороны, интересная там все-таки была атмосфера. С одной стороны уже напуганный Александр везде ищет тень тайных обществ. С другой стороны, при том, что по велению императора семеновцы не имеют права на повышения, генералы не робеют представлять их на повышение... И ведь это не какие-то там вольнодумцы.
19.06.2008 в 15:56

"Сей г-н. Лорер рассказал мне о Ваших знакомствах или, вернее, о Вашем знакомстве. Он сообщил мне, что Вы не говорите об этом иначе, как со слезами на глазах, что с первого знакомства Ваш мнимый друг сказал ему, что вы связаны тесной дружбой, что он все время летает то туда, то сюда, что служа в другом полку, он был постоянно вместе с Вами, что его частые поездки в Киев совместно с Вами были причиной того, что Вам запретили туда ездить и т. д."

Письмо Матвея к Сергею :) что называется: догадайтесь, про кого
20.06.2008 в 11:13

Оказалось, потом Матвей проникся. Ну, или ради брата сделал вид, что поверь в таланты Бестужева. В любом случае, потом они все трое участвуют в восстании. Так или иначе - Бестужев и Матвей вокруг Сергея сплотились.

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии