В фандоме Weiss Kreuz есть много прекрасных и признанных фанфиков. У каждого этот список немного свой - зависит от любимых пейрингов, персонажей и собственной всеядности. Для меня, как человека сугубо айе-ориентированного (спасибо, кажется, Оруге, за словечко), это "Ад, где мы были вместе", "Маски", "Конец осени", "Ты, должно быть шутишь", "И вот мне приснилось" и многое другое. Есть то, над чем зависаешь на период от нескольких дней до недель: пока прочитаешь, потом пока переживешь прочитанное, пока перечитаешь снова и снова. Есть то, что просто нравится. В основном, конечно, мои вкусы совпадают со списком популярных работ.
Но среди фанфиков, над которыми лично я зависала надолго, есть один полу-признанный и мало популярный в фандоме - это "Сталь" Якинэко.
Так как я пришла в фандом поздно, сильно со стороны - то сперва читала и влюблялась в работу; а потом уже - месяца спустя - с откровенным удивлением узнавала про споры вокруг него. Пишу не для того, чтобы возродить споры. А чтобы высказать свои мысли и чувства и показать свое самое искреннее восхищение автору и всем, кто ему помогал. И, может быть, показать богатую палитру разнообразия мнений и восприятий )
Итак... за что я люблю "Сталь"
И что, имхо, может там найти для себя внимательный и любящий канон и WK читатель.
"Сталь" - сравнительно небольшое произведение, AU в стилистике киберпанка, со свойственной киберпанку мрачной атмосферой. Здесь довольно неоднозначное (и точно - уникальное) преображение героев, где Йоджи - откровенный маргинал, подсевший на наркотик азарта и кибер-иллюзий; где Оми - тот же талантливый хакер и программист, прозябающий на дне общества землян; Наги - чудом выживший то ли человек, то ли робот (ну, почти Робокоп
с другим характером и смыслом). Ну, а Айя - просто робот.
При всей неожиданности персонажей и выбранной реальности - все это удивительно точно дает аллюзии на канон.
Теперь - по пунктам.
1. Атмосфера.
Объемная и узнаваемая, и - важно - вполне в духе киберпанка со всей его мрачностью, извращенностью привязанностей, безнадегой нижних слоев и общей упадочной болезненностью. Радость туда пробивается, но примерно как свет через воду в протухшем аквариуме: сама эта радость - как и весь мир - больна. И любовь там тоже больна и болезненно хрупка. И мы хватаемся за них, собираем осколки и живем тем, что получилось.
Представление о мире задается не описаниями, а отдельными повторяющимися штрихами - именно они и создают объем и эффект погружения. Этот фик не про мир и он не уделяет внимания создаваемой реальности больше минимально-необходимого для подобного формата; но тем живее эта "реальность", которая, как и настоящее, дается не в определениях - а в ощущениях и личном опыте.
Например, о любви и личных отношениях. Никто не дает нам вводных о сложности человеческих отношений в мире "Стали", но все истории - неблагополучны. Это Оми, который по частям "собирает" возлюбленного. И история погибшей семьи Фудзимии. И, наконец, Йоджи, который находит любовь только среди роботов. Все это вместе задает ощущение тоскливого мира человеческого одиночества.
Или, еще пример - социальные проблемы. Есть только отдельные крупные мазки, задающие фон: сложность выбраться с Земли, недоступность жизненно-необходимого лечения, бедность несомненно талантливого Оми и невозможность найти хоть какие-то деньги и работу для Йоджи - но все это вместе создает мрачную и больную реальность.
Болезненность, кстати, вообще - очень подходящее слово для "Стали". И надрывность. Весь мир задан через призму восприятия смертельно-больного, он приобретает привкус сумасшествия - не того, которое прикольное и отчаянное, а того тягостного, которое таится в тенях безумия. Того, в котором истинная привязанность и любовь - обращается на машины. И здесь нет внутреннего протеста. Можно возмущаться и ужасаться любви к роботу со стороны, но внутренняя логика фанфика - безупречна. Как безупречны действия маньяка в "Коллекционере". Неправильно, может быть ужасно, без предысторий, но - мы верим.
При всем том, что атмосфера фанфика своеобразна и выдержана в стилистике киберпанка, она вполне гармонирует с каноном.
Если отвлечься от многих (чудесных) фанфиков, где есть позитивные истории и много прекрасного юмора, если сосредоточиться на аудио-драмах (а не на более цветастой Капители и тем более не на обнадеживающем Сайде Би) - мы получим ту же тяжелую атмосферу мрачности и болезненности. Ту же невыносимую социальную несправедливость и незащищенность нижних слоев общества, и тяжесть безнадежности для главных героев. И тот же изначальный замысел Коясу: показать не положительных героев, не героев вообще.
И переходя к персонажам - следующий пункт...
2. Каноничность основных образов.
Образы в "Стали", несомненно, утрированы. Но утрированы "реальные" черты персонажей (в эпоху до "Сайда Би").
Здесь сразу предупрежу - я не поклонник Йоджи, смотрю глазами "со стороны" и может быть где-то я не очень хорошо понимаю канон в его части.
Но, насколько я вижу своими "сторонними" глазами, он выдержан в духе не столько "Капители", сколько "Глюхена" и предшествующих ему драм. Тот самый образ "на нерве" сходящего с ума человека, который не знает, за что ему уцепиться; он весь - надрыв, сомнение, а главное - нужда в любви, которая для него - единственный костыль, помогающий выжить.
В фанфике Йоджи находит любовь среди роботов, в каноне - в прошлом, из которого не может выпутаться. Конечно, тут есть сюжетные и поведенческие отличия. В каноне Йоджи пытается выбраться из прошлого и полюбить реальных людей; в "Стали" - он скорее пытается не повторить ошибки. Но и то, и другое - равно безуспешно.
И финал для Йоджи... вроде бы и позитивный, но везде - не однозначный.
И Айя.
Пусть меня простят все, кто считает превращение Айи в робота кощунством (у всех нас есть свои "сквики", что поделать). Но это превращение - гармонирует с каноном (опять же - до Сайда Би).
Все мы любим фанфики, где Айя - влюбляется, открывается, становится (сдержанно) эмоциональным. Но давайте признаем, что в каноне он куда ближе к роботу: молчаливый, исключительно сдержанный в эмоциях, неутомимый, не поддающийся слабостям. Помните, как в "Глюхене" младшие члены команды по слухам передают, что и Айе тяжело и у него есть тяжелое прошлое? А ведь они живут с ним бок о бок - и для них это не очевидно. Да, отчасти там - история скорее невнимательности Сены, но лишь отчасти. В той же "Капители", в овашке и драмах мы найдем сколько угодно сцен, когда в ответ на эмоции окружающих увидим абсолютную внешнюю холодность и непробиваемость Айи. Он огородил себя и свои эмоции такой броней, что роботу - остается только завидовать. И ведь он сам понимает эту тонкую грань, которая его отделяет от машины убийств. Оттого и цепляется за "человеческие слабости" (см. опять же "Глюхен").
А ситуация с его улыбкой - один в один напоминает ситуацию с эмоциями робота. Как там сказал Коясу? Что-то о том, что иногда вам кажется, что он улыбается - но на самом деле это не так.
"Сталь" обыгрывает этот момент очень точно. Потому что здесь - та же эмоциональная холодность и отстраненность, и все эти эмоции и привязанности - то ли они есть, то ли померещились и их нет и быть не может. Здесь, с этим роботом, мы по сути попадаем в положение напарников и знакомых "живого" Айи из канона - и гадаем, как они гадали: вот это он все-таки улыбнулся или это воображение? С тем отличием, что здесь мы скорее не ждем человеческих реакций, а там - скорее ждали. И вся разница.
И в итоге мы получаем от робота нюансы реакций буквально анимешного Айи, они прописаны очень узнаваемо. Так, что, вроде и понимаешь, что это робот и схожесть условна - но за ним, за его движениями, реакциями, отчетливо и ясно виден настоящий Айя. Один в один - картинка из аниме разных разливов )
Есть и удивительные сюжетные параллели. Как Айя в каноне после свершения мести, спасения сестры и собственной смерти получает шанс на "очеловечивание", так и здесь Айя-робот получает тот же шанс. Ровно после того же самого.
Это совершенно особое наслаждение от умного текста - находить такие параллели и аллюзии. Не меньшее, чем любоваться тем, как изящно автор ставит вопрос...
3. Быть или не быть? Программа (и глюки Йоджи) или душа?
Здесь - как в реальности. Вопрос поставлен, а ответ дает каждый сам для себя, исходя из своей веры или неверия в чудеса.
Все реакции робота-Айи прописаны так аккуратно, что каждую можно равно объяснить и действием его программы, и "просыпающейся душой". И автор не дает нам никаких однозначных подсказок, его собственное мнение - неуловимо тает в переплетениях диалогов и намеков, оставляя читателя наедине с вопросом и самим собой.
Может ли быть душа у роботов с развитым ИИ? Вопрос не однозначный и не раз поднимавшийся в фантастике. Есть произведения, где она однозначно есть и мы это проглатываем (кто сказал, что у R2D2 или 3po нет эмоций и души?); есть вещи, где "душа" роботов в центре драмы; а есть "Сталь" - где четко поставлен вопрос, а ответа - нет.
Это довольно рискованный ход, потому что все-таки - признаемся - мы привыкли к однозначным ответам. Хэппи-энд - значит, хэппи-энд. Живой - значит, живой и порадуемся. Мертвый - значит, горько поплачем. А тут неопределенность, которая заставляет читателя колебаться, спорить с самим собой, иногда - сердиться, что его поставили перед выбором между счастьем для любимых персонажей и блаженной верой вабсурд чудеса. Иногда раздваиваться, давая два ответа вместо одного: один - для публики и один - для себя.
Но это то - что делает фанфик сильнее и ярче, что пинает и будит человеческий разум, заставляя колебаться, сомневаться, выбирать и определяться. А может быть даже вспомнить о том, что такое душа. И это прекрасно, что в фандоме есть такие произведения.
з.ы. а еще я не написала про чудесный образ Наги. И про их дуэт с Оми - это отдельная тема
В общем, я искренне желаю всем, кто не читал, получить тончайшее удовольствие от этой работы, от этих аллюзий на канон, от погружения в живую атмосферу - мрачную, но с просветлениями. А кто читал два года назад - попробовать перечитать еще раз уже новым взглядом.
И огромная благодарность - автору и всем, кто помогал. За то, что создали. За то, что выдержали - так или иначе - но выдержали зачастую несправедливую волну довольно некрасивой критики и продолжили творить. Несмотря не на что.
И мира всем )
Но среди фанфиков, над которыми лично я зависала надолго, есть один полу-признанный и мало популярный в фандоме - это "Сталь" Якинэко.
Так как я пришла в фандом поздно, сильно со стороны - то сперва читала и влюблялась в работу; а потом уже - месяца спустя - с откровенным удивлением узнавала про споры вокруг него. Пишу не для того, чтобы возродить споры. А чтобы высказать свои мысли и чувства и показать свое самое искреннее восхищение автору и всем, кто ему помогал. И, может быть, показать богатую палитру разнообразия мнений и восприятий )
Итак... за что я люблю "Сталь"

И что, имхо, может там найти для себя внимательный и любящий канон и WK читатель.
"Сталь" - сравнительно небольшое произведение, AU в стилистике киберпанка, со свойственной киберпанку мрачной атмосферой. Здесь довольно неоднозначное (и точно - уникальное) преображение героев, где Йоджи - откровенный маргинал, подсевший на наркотик азарта и кибер-иллюзий; где Оми - тот же талантливый хакер и программист, прозябающий на дне общества землян; Наги - чудом выживший то ли человек, то ли робот (ну, почти Робокоп

При всей неожиданности персонажей и выбранной реальности - все это удивительно точно дает аллюзии на канон.
Теперь - по пунктам.
1. Атмосфера.
Объемная и узнаваемая, и - важно - вполне в духе киберпанка со всей его мрачностью, извращенностью привязанностей, безнадегой нижних слоев и общей упадочной болезненностью. Радость туда пробивается, но примерно как свет через воду в протухшем аквариуме: сама эта радость - как и весь мир - больна. И любовь там тоже больна и болезненно хрупка. И мы хватаемся за них, собираем осколки и живем тем, что получилось.
Представление о мире задается не описаниями, а отдельными повторяющимися штрихами - именно они и создают объем и эффект погружения. Этот фик не про мир и он не уделяет внимания создаваемой реальности больше минимально-необходимого для подобного формата; но тем живее эта "реальность", которая, как и настоящее, дается не в определениях - а в ощущениях и личном опыте.
Например, о любви и личных отношениях. Никто не дает нам вводных о сложности человеческих отношений в мире "Стали", но все истории - неблагополучны. Это Оми, который по частям "собирает" возлюбленного. И история погибшей семьи Фудзимии. И, наконец, Йоджи, который находит любовь только среди роботов. Все это вместе задает ощущение тоскливого мира человеческого одиночества.
Или, еще пример - социальные проблемы. Есть только отдельные крупные мазки, задающие фон: сложность выбраться с Земли, недоступность жизненно-необходимого лечения, бедность несомненно талантливого Оми и невозможность найти хоть какие-то деньги и работу для Йоджи - но все это вместе создает мрачную и больную реальность.
Болезненность, кстати, вообще - очень подходящее слово для "Стали". И надрывность. Весь мир задан через призму восприятия смертельно-больного, он приобретает привкус сумасшествия - не того, которое прикольное и отчаянное, а того тягостного, которое таится в тенях безумия. Того, в котором истинная привязанность и любовь - обращается на машины. И здесь нет внутреннего протеста. Можно возмущаться и ужасаться любви к роботу со стороны, но внутренняя логика фанфика - безупречна. Как безупречны действия маньяка в "Коллекционере". Неправильно, может быть ужасно, без предысторий, но - мы верим.
При всем том, что атмосфера фанфика своеобразна и выдержана в стилистике киберпанка, она вполне гармонирует с каноном.
Если отвлечься от многих (чудесных) фанфиков, где есть позитивные истории и много прекрасного юмора, если сосредоточиться на аудио-драмах (а не на более цветастой Капители и тем более не на обнадеживающем Сайде Би) - мы получим ту же тяжелую атмосферу мрачности и болезненности. Ту же невыносимую социальную несправедливость и незащищенность нижних слоев общества, и тяжесть безнадежности для главных героев. И тот же изначальный замысел Коясу: показать не положительных героев, не героев вообще.
И переходя к персонажам - следующий пункт...
2. Каноничность основных образов.
Образы в "Стали", несомненно, утрированы. Но утрированы "реальные" черты персонажей (в эпоху до "Сайда Би").
Здесь сразу предупрежу - я не поклонник Йоджи, смотрю глазами "со стороны" и может быть где-то я не очень хорошо понимаю канон в его части.
Но, насколько я вижу своими "сторонними" глазами, он выдержан в духе не столько "Капители", сколько "Глюхена" и предшествующих ему драм. Тот самый образ "на нерве" сходящего с ума человека, который не знает, за что ему уцепиться; он весь - надрыв, сомнение, а главное - нужда в любви, которая для него - единственный костыль, помогающий выжить.
В фанфике Йоджи находит любовь среди роботов, в каноне - в прошлом, из которого не может выпутаться. Конечно, тут есть сюжетные и поведенческие отличия. В каноне Йоджи пытается выбраться из прошлого и полюбить реальных людей; в "Стали" - он скорее пытается не повторить ошибки. Но и то, и другое - равно безуспешно.
И финал для Йоджи... вроде бы и позитивный, но везде - не однозначный.
И Айя.
Пусть меня простят все, кто считает превращение Айи в робота кощунством (у всех нас есть свои "сквики", что поделать). Но это превращение - гармонирует с каноном (опять же - до Сайда Би).
Все мы любим фанфики, где Айя - влюбляется, открывается, становится (сдержанно) эмоциональным. Но давайте признаем, что в каноне он куда ближе к роботу: молчаливый, исключительно сдержанный в эмоциях, неутомимый, не поддающийся слабостям. Помните, как в "Глюхене" младшие члены команды по слухам передают, что и Айе тяжело и у него есть тяжелое прошлое? А ведь они живут с ним бок о бок - и для них это не очевидно. Да, отчасти там - история скорее невнимательности Сены, но лишь отчасти. В той же "Капители", в овашке и драмах мы найдем сколько угодно сцен, когда в ответ на эмоции окружающих увидим абсолютную внешнюю холодность и непробиваемость Айи. Он огородил себя и свои эмоции такой броней, что роботу - остается только завидовать. И ведь он сам понимает эту тонкую грань, которая его отделяет от машины убийств. Оттого и цепляется за "человеческие слабости" (см. опять же "Глюхен").
А ситуация с его улыбкой - один в один напоминает ситуацию с эмоциями робота. Как там сказал Коясу? Что-то о том, что иногда вам кажется, что он улыбается - но на самом деле это не так.
"Сталь" обыгрывает этот момент очень точно. Потому что здесь - та же эмоциональная холодность и отстраненность, и все эти эмоции и привязанности - то ли они есть, то ли померещились и их нет и быть не может. Здесь, с этим роботом, мы по сути попадаем в положение напарников и знакомых "живого" Айи из канона - и гадаем, как они гадали: вот это он все-таки улыбнулся или это воображение? С тем отличием, что здесь мы скорее не ждем человеческих реакций, а там - скорее ждали. И вся разница.
И в итоге мы получаем от робота нюансы реакций буквально анимешного Айи, они прописаны очень узнаваемо. Так, что, вроде и понимаешь, что это робот и схожесть условна - но за ним, за его движениями, реакциями, отчетливо и ясно виден настоящий Айя. Один в один - картинка из аниме разных разливов )
Есть и удивительные сюжетные параллели. Как Айя в каноне после свершения мести, спасения сестры и собственной смерти получает шанс на "очеловечивание", так и здесь Айя-робот получает тот же шанс. Ровно после того же самого.
Это совершенно особое наслаждение от умного текста - находить такие параллели и аллюзии. Не меньшее, чем любоваться тем, как изящно автор ставит вопрос...
3. Быть или не быть? Программа (и глюки Йоджи) или душа?
Здесь - как в реальности. Вопрос поставлен, а ответ дает каждый сам для себя, исходя из своей веры или неверия в чудеса.
Все реакции робота-Айи прописаны так аккуратно, что каждую можно равно объяснить и действием его программы, и "просыпающейся душой". И автор не дает нам никаких однозначных подсказок, его собственное мнение - неуловимо тает в переплетениях диалогов и намеков, оставляя читателя наедине с вопросом и самим собой.
Может ли быть душа у роботов с развитым ИИ? Вопрос не однозначный и не раз поднимавшийся в фантастике. Есть произведения, где она однозначно есть и мы это проглатываем (кто сказал, что у R2D2 или 3po нет эмоций и души?); есть вещи, где "душа" роботов в центре драмы; а есть "Сталь" - где четко поставлен вопрос, а ответа - нет.
Это довольно рискованный ход, потому что все-таки - признаемся - мы привыкли к однозначным ответам. Хэппи-энд - значит, хэппи-энд. Живой - значит, живой и порадуемся. Мертвый - значит, горько поплачем. А тут неопределенность, которая заставляет читателя колебаться, спорить с самим собой, иногда - сердиться, что его поставили перед выбором между счастьем для любимых персонажей и блаженной верой в
Но это то - что делает фанфик сильнее и ярче, что пинает и будит человеческий разум, заставляя колебаться, сомневаться, выбирать и определяться. А может быть даже вспомнить о том, что такое душа. И это прекрасно, что в фандоме есть такие произведения.
з.ы. а еще я не написала про чудесный образ Наги. И про их дуэт с Оми - это отдельная тема

В общем, я искренне желаю всем, кто не читал, получить тончайшее удовольствие от этой работы, от этих аллюзий на канон, от погружения в живую атмосферу - мрачную, но с просветлениями. А кто читал два года назад - попробовать перечитать еще раз уже новым взглядом.
И огромная благодарность - автору и всем, кто помогал. За то, что создали. За то, что выдержали - так или иначе - но выдержали зачастую несправедливую волну довольно некрасивой критики и продолжили творить. Несмотря не на что.
И мира всем )
anthar.diary.ru/p200722403.htm
Честно говоря, вот мне до слёз просто
Вот оно, везде так.
И человек, например, выбирает не делать ничего, чем делать что-то и ошибаться - потому что за ошибки осудят, обсмеют и оскорбят.
Я не понимаю, зачем, зачем тыкать человека за ошибки, которые не могут причинить никакого вреда - не умрёт никто из-за ошибок в слэшном фике, не отравится, ни атомная станция не взорвётся - ни-че-го! Это не ошибка в рецепте, не ошибка в инструкции, не ошибка в программе.
Не, я понимаю, указать на ошибку, чтобы автор её исправил - потому что просто без ошибок лучше
Но зачем так серьёзно относиться к художественному произведению, тем более, к фанфикам
Я просто удивляюсь безмерно - неужели кто-то ходит читать фики для того, чтобы узнать технические или исторические сведения? Чё, правда?
И у которой упомянутое выражение вызывает такое же раздражение, как рекомендация заменить муку сахаром при готовке.
Это некорректное сравнение.
Но раздражение я понимаю - у меня своя боль (и извините, я её сейчас солью ))))
читать дальше
И насчет "Стали" - мне были не важны ошибки не потому, что я не понимала, что это ошибки, а потому, что это легко исправляемые ошибки. Они для сюжета, дли изображения героев не значат ничего. Вообще ничего.
А герои - живые.
да, есть такая фигня.
Прочитала текст. Могу только согласиться. Я ходила 5 месяцев в ульпан (курсы иврита) - и там более чем разнородная по составу компания. Русские (в смысле - ссср - украинцы, беларусы и пр), французы, мексиканка, швейцарец, американка, англичанин и т.д. и т.п. Итальянцев, правда, не было. Разница - очень ощутима. Французы передружились друг с другом уже через месяц. Русские - до последнего держались сами по себе. Смущались и делали ошибки все - но французов это не останавливало, мексиканка и швейцарец разговаривали - ошибались и болтали, а русские - стеснялись и молчали. Но самой открытой оказалась американка. Это просто как бы... каждый момент, когда я думала, что надо что-то сделать (или сказать) - но стеснялась - она говорила и делала первой и совершенно открыто. Это касалось и участия в уроках, и проявления сочувствия.
А уж про любовь "русских" покритиковать... Обсудить, позлословить, дать свое мнение - как единственное верное. Обсуждается и судится, что угодно: чужие фотки, чужой внешний вид, чужое что угодно - причем совершенно посторонних людей. Когда у меня на работе стали обсуждать какую-то женщину в метро, я спросила: какое вам дело? почему вас это волнует?
Мне ответили: она нарушает наши права! Она оскорбляет мой взгляд своим видом!
Я была одна против всех в попытке доказать, что "не нравится - не смотри" и никакие "права" тут ни при чем. Что ни одно право не должно ограничивать такие субъективные вещи, а твоя личная свобода заканчивается там, где начинается свобода другого.
Могу сравнить с израильской манерой (впрочем, местные русские не все в нее вписываются). Смешно выглядит? Ну да, можно улыбнуться, но это - ее право так одеваться... у нас демократия, кто так хочет - так и одевается (пишет, фотографирует и т.д. - нужное подставить).
Я тоже считаю, что каждый фанфик имеет своих читателей. Каждый. То, что мне не нравится и от чего воротит - другие от этого балдеют. И если ты пойдешь и выльешь свою критику на автора - тебе-то хорошо, а вот те, другие, они пострадают (не говоря уже об авторе). Люди разные, ищут в текстах разное. Ни фанфики, ни какие-либо книги или фильмы не обязаны нравиться каждому (ну, дорогие фильмы обязаны - но там другая история).
Мне вот другое понять сложно...
Люди, которые пишут - творят фандом. Только их усилиями что-то живет. Удачно или нет, нравится тебе или нет - они это ДЕЛАЮТ. Это - труд, время, усилия. Не нравится - не читай, иди мимо и найди свой фанфик - а этот понравится кому-то еще. Тебя никто не заставляет читать, ты не платишь за это деньги. Зачем же идешь и критикуешь? Неужели не понимаешь, что тем самым подрываешь свой же фандом. Не только этот автор перестанет читать, но и многие другие - поостерегутся.
Логика, мне кажется, тут такая. Ибо есть распространенные мнения - которые часто всплывают в подобной критике:
- я = моя среда. Судим о других по себе: я так думаю, значит - другие (весь фандом, все русские, все ***, или, вот, например, аудитория киберпанка) думают так же как я
- критики делают благое дело своими замечаниями - ибо это же для них автор пишет, значит - обязан прислушиваться, они своей критикой возносят фандом на новые высоты. Так рождаться будут только прекрасные алмазы.
- авторы обязаны выслушивать критику, а если они из-за нее переживают - это их проблемы и им надо расти над собой
В общем, та же фигня - в любой области. Не только в фанфиках. На том же БЖД-клабе, например... дошло до того, что люди всячески извиняются, выкладывая фотки кукол у себя в дневниках! Как это можно понять?