Надо бы сесть и записать впечатления от поездки, пока они еще свежи. Потому что потом я забываю многие подробности, порядок событий – и уже не сесть и не записать; остается только локти себе кусать.
Надо бы…
Но, как всегда – лень
Поэтому (надеюсь – пока) я запишу только общие впечатления – тот общий «вкус», который остался от Израиля. Набор образов и ассоциаций.
Итак, чем запомнилась Святая земля…
читать дальшеА) Солнцем на балконе
Просыпаешься утром и видишь – балкон, полоски солнечных лучшей, просачивающихся через трисы. Выскакиваешь в легкой пижаме на этой балкон (тепло), раскрываешь шире трисы – а там ясное небо, солнце, зелень.
Это было мое первое утро в Израиле И вопли радости унылого москвича, уже привыкшего к пасмурности и холоду зимы.
Б) Сухостью
Нет грязи. Нет снега. Нет луж. Были дни, когда лили проливные дожди – а потом проходили и вновь было сухо. Как-то все немного несерьезно: не нужны зимние / осенние сапоги, одежды; не нужно смывать с них слои реагентов; не нужно месить ногами грязный снег, пробираясь к остановке; тебя не заляпывает ничем от проезжающего транспорта.
Резкий контраст все же: попасть из зимней Москвы в Нетанию.
В) Приветливостью.
Улыбки. Разговорчивость. Открытость к общению. Девушки и ребята продавцы, которые, пока ты делаешь покупки, болтают, расскажут какую-нибудь забавную историю, расспросят, откуда ты приехал и т.д. (болтали они в основном с Таль, конечно, на русском или иврите).
Обращение «Девушки!» - к пожилым дамам (никаких омерзительных «Женщина!»). Простое «Ты» и «Привет» к незнакомцу (вежливое «Вы» в русском языке там не используется).
Г) Расслабленностью
Они не торопятся и не напрягаются. Искренне обещают сделать что-то в срок – и не делают, потому что… «ну не смогла я, не смогла». Это - нормально. Они надеются на лучшее, а если не получается – что ж, жаль, но ведь не конец света?
Приходишь в назначенное время ко врачу – а ему привезли товар. И, конечно, он не только принимает товар, но и активно болтает с торговым агентом. Как же иначе? А еще к нему перед этим зашла женщина – ее только быстренько посмотреть, ну, ты ведь подождешь? Это буквально пара минут!
Это – нормально. Это никого не бесит, не сердит, не заставляет требовать жалобную книгу и плеваться ядом. Потому что так – нормально для всех. Потому что клиент – не москвич, который должен вернуться вот уже через двадцать минут на работу, а иначе ему влетит (уволят, оштрафуют, устроят выговор и т.п.), у него срывается срочная встреча, миллиард дел, которые он должен сделать за 5 минут.
Ну и, конечно, нет издерганности, агрессивности, огрызающейся усталости – печати мегап
Д) Языком.
Красивый язык, красивые названия и быстрая речь. Даже по-русски местные говорят с особенным произношением – как-то звонче, повышая тон к концу фраз, из-за чего речь звучит веселее.
Е) Золотистым известняком и небом.
Тут не только Иерусалим им облицовывается, но и другие города. Дома в большинстве своем светлые, невысокие, с белыми трисами на балконах и окнах.
И над ними – много-много ясного голубого неба. Цвет Израиля – голубой и золотой.
Ж) Трубочками под зеленью.
Под каждым кустиком и цветочком обязательно – трубочка. На трубочке датчики, меряющие влажность. Они передают информацию в центральный компьютер в Тель-Авиве, и оттуда идет команда: когда и сколько лить воды под конкретный данный кустик или цветочек.
Зелени много. Почти все – трудолюбиво и аккуратно посажено, обязательно поливается. Много цветов, которых рвать не принято. Как не принято бездумно срывать листочки с деревьев. Потому что потому!
Величина налога на землю (арнона) зависит от того, сколько зелени растет у подъезда дома. За каждый лишний куст – плата увеличивается, потому что пресная вода здесь дорога. И все же под всеми домами обязательно что-нибудь растет, а под домами покрупнее – целые сады.
Израильтяне делают из пустынь и малярийных болот страну-сад.
Старательно.
Успешно.
З) и другое много еще чего запомнилось. И Мертвое море, и «агенты-смиты» (религиозные евреи), красивый асфальт дорог, незаметное трогание поезда, море… но это, может быть, на потом.
ну, есть, конечно, свои теневые стороны, есть мусор на улицах (а не очень они чистоплотны
И есть ощущение хрупкости жизни, которая сегодня, несмотря ни на что, цепляется за скалы и песок и цветет. Но будущее ее - всегда под угрозой.
Несомненно, если сравнивать с Египтом - должно быть куда лучше... если не забираться в арабские города, собственно.
По мусору - там сравнимо с Москвой (не по грязи, а по мусору). То есть не свалка, но нет какого-то особого впечатления, как бывает у людей после поездок в какую-нить приличную Европу - что типа все чистенько-чистенько.